Консорциум AAR считает ТНК-ВР стратегической долгосрочной инвестицией и не имеет намерений по выходу из состава акционеров нефтекомпании, заявил глава AAR Стэн Половец.
“ТНК-ВР – отличная компания с прекрасным менеджментом и большими перспективами роста”, – сказал он.
В настоящее время AAR заблокировал в суде сделку своего партнера по ТНК-ВР – британской ВР – с крупнейшей российской нефтекомпанией “Роснефть” по обмену акциями и сотрудничеству в шельфовых проектах в Арктике. AAR считает, что такая сделка противоречит его акционерному соглашению с ВР. Выдвигались предположения, что ВР самостоятельно либо совместно с “Роснефтью” выкупит долю AAR и таким образом решит конфликт.
В свою очередь источник, близкий к AAR, отметил, что решение Высокого суда Лондона и трибунала Стокгольмского суда о блокировании сделки ВР и “Роснефти” было принято именно потому, что ВР нарушила акционерное соглашение с AAR.
“Судебные постановления четко показали, что действия ВР реально наносили вред интересам ТНК-ВР и AAR. Ответственность за утрату проекта в Арктике, про который AAR говорил с самого начала, что это хорошая сделка для России и потенциально для ТНК-ВР, лежит на ВР и только одной ВР”, – отметил источник.
Кроме того, источник, близкий к одному из акционеров AAR, сказал: “ВР имеет большую идею, что “AAR не знает, чего он хочет”.
“Наша позиция всегда была четкой – AAR хотел передачи всей сделки ТНК, а не некоторых частей. И когда это предложение было доведено до совета директоров ТНК-ВР, все его одобрили, включая менеджмент и всех независимых директоров (в том числе Герхарда Шредера). Но директора от ВР заблокировали его в марте. Что ж, теперь они будут разбираться в суде”, – сказал источник.
Накануне стало известно, что AAR в течение ближайших двух недель намерен подать иск в суд Британских Виргинских островов, а затем и в Английский суд о взыскании с ВР 5-10 миллиардов долларов за нарушение акционерного соглашения. AAR и ТНК-ВР считают, что BP Russian Investments Limited (прямо владеет долей в ТНК-ВР) и BP International Limited (вторая сторона по соглашению акционеров) нарушили акционерное соглашение, своевременно не уведомив ТНК-ВР о наличии “новой возможности” и впоследствии заключив обязывающее соглашение с “Роснефтью”. Кроме того, AAR и ТНК-ВР считают, что представители ВР в советах директоров компании – как головной TNK-BP Limited, так и российской “ТНК-ВР Холдинг” – нарушили свои фидуциарные обязательства. Это привело к “потере возможности участия в проекте по арктическому шельфу, получения бумажной прибыли” от обмена акций, а также к потере синергетического эффекта от стратегического партнерства с “Роснефтью”. Также российские акционеры ТНК-ВР и сама компания полагают, что из-за договоренностей между ВР и “Роснефтью” о создании альянса британская компания отказалась от своего опциона на приобретение 50% доли венесуэльской PdVSA в нефтеперерабатывающих заводах Ruhr Oel GmbH.
ВР и “Роснефть” 14 января договорились о взаимном обмене акциями, в рамках которого российская компания получит 5% обыкновенных акций ВР в обмен на 9,5% своих акций. Кроме того, компании договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики. Общий объем соглашения об обмене акциями составил 16 миллиардов долларов, а инвестиционный объем первого этапа шельфового проекта оценивался в 1,4-2 миллиарда долларов. Однако консорциум AAR заявил, что эти договоренности противоречат его акционерному соглашению с ВР, и оспорил их в суде, который наложил на сделки временный запрет.
Стокгольмский арбитраж 24 марта принял решение по январской сделке между “Роснефтью” и ВР, которое получило разные трактовки. По версии истца – консорциума ААR, суд фактически запретил ВР заключать с “Роснефтью” любые договоры и в будущем, если те предполагают взаимный обмен акциями. Однако вице-премьер РФ, глава совета директоров “Роснефти” Игорь Сечин 25 марта заявил, что суд лишь продлил запрет, ранее наложенный на сделку лондонским Высоким судом, и впоследствии продолжит рассмотрение дела.
ВР после решения стокгольмского арбитража 24 марта заявила, что будет искать возможность реализовать сделку с “Роснефтью”, несмотря на временный запрет. В частности, британская компания намеревалась обратиться за разъяснениями, может ли обмен акциями состояться отдельно от других параметров соглашения с “Роснефтью”.
Однако источник в AAR заявил тогда РИА Новости, что суд принял однозначное решение о запрете всех трех составных частей сделки: договор о сотрудничестве в области разведки и разработки месторождений нефти и газа в Арктике; рамочное соглашение, которое включает в себя различные аспекты стратегического партнерства между BP и “Роснефтью”; обмен акциями, который закрепит стратегическое партнерство между компаниями.
Срок истечения соглашения по обмену акциями между ВР и “Роснефтью” истекает в четверг, 14 апреля.
|