“Печора СПГ” Дмитрия Босова — последний в России СПГ-проект, не связанный с госкомпаниями или близкими к государству инвесторами,— переходит к “Роснефти”. По данным “Коммерсанта”, Alltech господина Босова и “Роснефть” могут подписать соглашение в ближайшее время. Стоимость актива оценивается в $400-500 млн. Перспективы “Печоры СПГ” подкосил прошлогодний закон о либерализации экспорта сжиженного газа, оставивший частников за бортом, но в преддверии сделки с “Роснефтью” Минприроды уже переоформило лицензии проекта. Параллельно может быть построен СПГ-терминал в незамерзающем порту Индига и другая инфраструктура.
“Роснефть” в ближайшие дни объявит о своих планах относительно проекта “Печора СПГ” в Ненецком автономном округе (НАО), объявил глава госкомпании Игорь Сечин. Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что госкомпания, которую не раз называли основным претендентом на проект, наконец в него входит. В самой “Роснефти” и владеющей проектом группе Alltech Дмитрия Босова от комментариев отказались. Собеседник, близкий к одной из сторон сделки, сказал, что соглашение между компаниями может быть подписано уже сегодня. Другой источник говорит, что сегодня “Роснефть” как минимум подпишет с и. о. губернатора НАО Игорем Кошиным рамочное соглашение, по которому стороны рассмотрят развитие в регионе проектов по выпуску СПГ, включая завод и инфраструктуру.
“Печора СПГ” — проект по строительству завода по сжижению газа в 230 км от Нарьян-Мара мощностью до 5,2 млн тонн в год. Ресурсная база — Кумжинское и Коровинское месторождения с запасами 160 млрд кубометров газа и 3,9 млн тонн конденсата по АВС1+С2.
Хотя получение “Печоры СПГ” добавит к газовым запасам “Роснефти” лишь 2,5%, она может стать первым и наиболее близким к реализации СПГ-проектом компании. У нее есть планы построить СПГ-завод на Сахалине в рамках “Сахалина-1″, но судьба проекта пока неясна из-за вопросов по ресурсной базе.
Впервые о “Печоре СПГ” стало известно в мае 2010 года. Группа Alltech объявила о завершении подготовки ТЭО проекта стоимостью $3,9 млрд. Начать выпуск СПГ планировалось в 2015 году. Но реализация проекта задерживалась, а принятый в конце 2013 года закон о либерализации экспорта СПГ, давший это право кроме “Газпрома” только НОВАТЭКу и “Роснефти”, сделал перспективы “Печоры СПГ” еще более туманными. У участников проекта оставалась возможность переоформить лицензии на месторождения так, чтобы в них была закреплена поставка газа на сжижение. Но несколько попыток, которые, по словам источников, компания предприняла в 2013 году, были безуспешными. В середине декабря 2013 года гендиректор “Печоры СПГ” Максим Барский говорил, что компания рассматривает даже варианты создания производства удобрений или применения технологии GTL (синтез из газа жидких углеводородов). Тогда же стало известно, что для проекта ищут новых инвесторов.
“Роснефть” была наиболее очевидным кандидатом, но без поправок в лицензии “Печора СПГ” не представляла интереса. По данным одного из собеседников, переговоры об участии госкомпании в проектах в НАО начались после назначения Игоря Кошина в конце февраля. Вчера выяснилось, что вопрос с лицензией уже решен — в Минприроды заявили, что лицензии переоформлены с учетом направления газа на сжижение, что открывает возможность его экспорта в виде СПГ. Для этого “Роснефть” планирует построить отгрузочный СПГ-терминал в порту Индига мощностью 10 млн тонн в год, ввод рассчитан на 2016-2017 годы. Один из собеседников оценивает, инвестиции в завод и терминал СПГ составят $3-4 млрд.
Общую стоимость проекта с учетом вложений в месторождения и трубопроводы источник не называет, но уверяет, что это “на порядок дешевле, чем “Ямал СПГ”". Стоимость “Ямала СПГ” (проект НОВАТЭКа на Ямале.— ред.) должна составить $26,9 млрд. Власти НАО и “Роснефть” рассчитывают получить для развития Индиги статус ОЭЗ, но обратятся с этим в правительство после подписания соглашения. В администрации НАО не ответили на запросы издания.
Незамерзающий порт Индиги делает экспорт СПГ из него рентабельнее конкурентных проектов, считает источник, поясняя, что “Ямал СПГ” требует атомного ледокольного флота, а Индига — нет. В презентации программы развития НАО, с которой удалось ознакомиться, планируется превращение Индиги в крупный перевалочный узел: в порту предполагается строительство нефтеналивного терминала на 25-30 млн тонн в год и контейнерного терминала мощностью 1 млн TEU в год (это 20% всех контейнерных отгрузок РФ).
“Морская” часть проекта должна финансироваться из бюджета (это около $10 млрд), “остальное — на частные деньги”, говорит источник. В $3-5 млрд обойдутся терминалы в порту, в 200 млрд руб. оценивается железная дорога Индига—Сосногорск, еще в 100 млрд руб.— автодорога Усинск—Нарьян-Мар—Индига. В Минтрансе от комментариев отказались, в ОАО РЖД заявили, что о таких транспортных проектах не знают.
По оценке Ильдара Давлетшина из “Ренессанс Капитала”, инвестиции в СПГ-проект могут составить $1,2 млрд на 1 млн тонн. Эксперт полагает, что “Роснефть” получит как минимум контрольный пакет из расчета $400-500 млн за 100%. Рынками сбыта могут стать Западная Европа и Азия, но, уточняет он, текущая ресурсная база может обеспечить производство не более 5 млн тонн СПГ в год. Мощности терминала избыточны для “Печоры СПГ”, но, говорит один из собеседников, возможно строительство газопровода с Ямала. То есть, например, сжижение также газа “Газпрома” или НОВАТЭКа.
|